пятница, 26 марта 2010 г.

Reuters: Волатильность экономики - проблема для акций

Может случиться так, что вместо инфляции именно волатильность экономики станет настоящим испытанием для фондовых рынков в последующие годы.

Следствиями беспрецедентного стечения обстоятельств и политических действий является крайне туманный прогноз для роста экономики и инфляции. Для инвесторов рынка акций это означает значительно меньшую определенность в отношении прогнозов как прибыли, так и методов ее оценки, к которым они привыкли за 25 лет до начала нынешнего кризиса.

На самом деле не обязательно низкие процентные ставки и раздутые балансы центральных банков могут вызвать инфляцию. Это верно, но также возможен и японский дефляционный сценарий. Существуют гораздо более ощутимые шансы серьезных скачков инфляции, роста экономики и изменений монетарной политики, чем в любой другой период после Второй Мировой Войны.

Речь идет о конце так называемой Великой Умеренности, конструкции, которая удерживала экономический рост и инфляцию в необходимых рамках. Это, в большей степени, было иллюзией, но пока она существовала, инвесторы были готовы платить все больше за прибыль компаний.

Чем более устойчив экономический рост, тем более предсказуемой становится прибыль компаний. Устойчивая инфляция также является большим благом для инвесторов; она позволяет легче дисконтировать будущие потоки средств, а также ведет к меньшему числу мучительных ошибок чиновников. В конце концов, намного проще ехать 60 миль в час по прямой, ровной дороге, чем по той, которая усеяна крутыми поворотами, подъемами и внезапными спусками.

Длительная умеренность, как правило, усиливает этот эффект. Инвесторы все более склонны к диверсификации потоков вложений для будущей прибыли.

В данный период примечательно не то, что инвесторы стали более осторожны, а то, как быстро к ним вернулась уверенность. Соотношение цена/прибыль в США в настоящий момент близко к 14-15, и возобновило рост, находясь ниже уровня последнего пика, но все еще намного выше уровней, на которых оно находилось в 1970-е и 1980-е. Соотношение цена/прибыль падало на протяжении большей части последнего десятилетия, движимое вниз лопанием Интернет-пузырей больше, чем исчезновением иллюзии умеренности.

Волатильность инфляции сейчас гораздо сильнее, она находится на уровнях, которые не фиксировались с 1980-ых.

“Мы пришли к редкому моменту, когда показатели намного выше своих обычных уровней для подобных примеров экономической нестабильности”, - писал Вильям Хестер (William Hester) из Hussman Funds в комментарии для инвесторов.

Это может происходить потому, что инвесторы скорее ставят не на то, что политики будут стараться одновременно усмирить рост и контролировать инфляцию, а на то, что они пойдут на всё для стимуляции прежнего экономического роста. Ставки на Бернарке и против Депрессии были правильной стратегией в 2009 году, но в данный момент ситуация более сложная.

Демографическая поддержка ухудшения состояния рынка акций
Тим Бонд (Tim Bond), стратег Barclays Capital в Лондоне, думает, что в настоящий момент фондовый рынок оценен более или менее справедливо, но предполагает, что в ближайшие годы на него будет оказывать давление комбинация факторов, включая экономическую нестабильность.

Демография, как утверждает Бонд, будет способствовать сокращению поддержки акций, так как поколение бэби-бума стареет и начинает выходить на пенсию. По мере того, как люди средних лет готовятся к выходу на пенсию, они, вероятно, будут держать меньше акций, так как во время пенсии им придется проедать свои сбережения. Это должно оказывать давление на стоимость акций, по крайней мере, в течение 10 лет, если конечно у китайских и индийских долгосрочных инвесторов вдруг неожиданно не появится интерес к развитому рынку акций.

Я готов держать пари, что движение будет в другую сторону.

Верно также (и непонятно), почему более низкие уровни глобального экономического роста сейчас необходимы для того, чтобы снижать инфляцию на товары. Если подобная ситуация будет иметь продолжение, она станет головной болью для крупных банкиров и инвесторов от Пекина до Вашингтона.

В конце концов, поскольку у нас была официально внедренная рефляция, самые большие риски для соотношения цена/прибыль исходят от политических ошибок. Они бывают двух видов: преднамеренные и непреднамеренные.

Для банкиров центробанков сейчас гораздо более тяжелое время, так как они знают фактическое положение дел в экономике. Никто не понимает, что на самом деле произойдет процентными ставками США, когда закончится поддержка ФРС: ни ты, ни я и, конечно, не ФРС. Никто не знает когда или как банки снова начнут кредитование, ускоряя скорость денег в экономике, а вместе с ней, и инфляции. ФРС может с добрыми намерениями сделать все страшно неправильно.

Кроме того, уровень безработицы крайне высок, и потребуются годы для того, чтобы он снизился до приемлемых уровней. Возможно, продолжать управлять огромным дефицитом бюджета будет правильно в данных обстоятельствах: политически, экономически или морально, однако тяжело утверждать, что такой ход событий не будет создавать соблазны для центральных банков и не повысит риск экономической нестабильности.

Оценка такого риска может потребовать времени, в то время как последствия для акций будут внушительными.

Economy volatility a hurdle for stocks, Reuters, Mar 23

Комментариев нет:

Отправить комментарий