Вы наверняка слышали о Бене-вертолёте. Сейчас самое время познакомиться с “Пекинским Беном”.
Первое прозвище председателя ФРС Бена Бернарке появилось после речи в 2002 году, в которой он ссылался на комментарии Милтона Фридмана (Milton Friedman), сравнивавшего неординарную политику со сбрасыванием денег из вертолета. Второе прозвище связано с возрастающей ролью Бернарке в Азии.
Чиновники от Пекина до Ханоя обеспокоены тем, что низкие процентные ставки в США питают мыльные пузыри. Это самый наглядный признак того, что Азиатские чиновники беспокоятся о мыльных пузырях.
Инвесторам, привыкшим к двузначным прибылям на Азиатских фондовых рынках, следует готовиться к гораздо более сложным условиям в 2010 году. Более активная политика будет направлена на избавление от мыльных пузырей. Нет, конечно, вам не стоит бежать из наиболее динамичных экономических регионов мира, однако, не стоит и рассчитывать на легкую наживу.
ФРС уже находится под огнем у себя дома. Как им удается оперировать на глобальном уровне при таком уровне общественного недоверия?
Все это требует определенной ловкости и говорит о сложном 2010 году в отношениях ФРС и Азии. Регуляторы в Гон-Конге, Сеуле и Сингапуре призывают банки пресекать рискованные кредиты. Центральные банки заявляют о готовности действовать. Благодаря ФРС, они должны набрать темп, но это будет не просто. Подобные шаги могут столкнуться с интересами политиков и обширного населения Азии.
Недобросовестная практика
Обвинения Китая и Японии в Американском протекционизме слегка неразумны. Правда в том, что США, столкнувшиеся с 10% безработицей, заботятся о себе и перестраивают политику соответственно. И всё же, две самых больших экономики Азии непреклонны в позиции жалоб на несправедливую торговую практику.
Доллар действительно вызывает опасения из-за действий Бернарке и политики его коллег.
Год назад головной болью были резервы. Азиатские центральные банки хранили триллионы долларов долговых обязательств США, которые теряли свою ценность. Также, в центре внимания был риск провала США на пути к росту. Теперь все опасения касаются мыльных пузырей.
Интернационализация ФРС пленяла экономистов два десятилетия. Мехико в 1994 году, Азию в 1997 и Россия в конце 90-х -- ФРС была призвана сохранить стабильность в каждом отдельно взятом случае. От Северной Кореи до Чили инвесторов больше заботило то, что происходит в Вашингтоне, нежели то, какие действия предпринимают местные кредитно-финансовые органы.
Глобальная ФРС
Не всегда потери происходят из-за ФРС. В октябре 2008 года США предоставили по $30 млрд. центральным банкам Бразилии, Кореи, Мексики и Сингапура. Средства были перечислены для развития этих стран и укрепления последовательности экономики и ответственной политики перед ударом кризиса.
Проблема в том, что в последнее время политика самих США была не столь ответственной.
В 2006 году Бернарке унаследовал неблагоприятную ситуацию от прежнего председателя ФРС Алана Гринспэна (Alan Greenspan), известного как “Greenspan put”. Гринспэн, ученик философа Айна Рэнда (Ayn Rand), говорил, что хорошая торговля позволяет свободным рынкам творить чудеса. И все же, безусловно, ему было необходимо спасать рынки и инвесторов путем понижения ставок в момент, когда ситуация ухудшилась.
Полтора года спустя, кредитный кризис закипел. Бернарке понизил процентную ставку до нуля и обратился к Японскому опыту по количественному смягчению. Как и в Японии, проблема была больше связана с неисправностью экономической системы и недоверием, чем с денежной массой.
Ориентир на Азию
Вместо того, чтобы увеличить кредитование в США, ликвидность была направлена в Азию. Shanghai Composite Index вырос на 81% в этом году. Также были ралли в Джакарте (118%), Мумбаи (88%), Тайпеи (72%), Маниле (66%), Сингапуре (64%), Бангкоке (59%), Сеуле (57%), Гонг-Конге (57%) и в Хо Чи Минт (56%).
Перегрет ли кто-нибудь? Лиу Мингканг (Liu Mingkang), председатель Комиссии по регулированию банковской деятельности Китая предупреждает о “массовых арбитражных спекуляциях доллара”. Лидер Гонг-Конга Дональд Цанг (Donald Tsang) говорит, что ФРС рискует “заискриться” во время следующего финансового кризиса. Глава Банка Японии Масаки Ширакава (Masaaki Shirakawa) говорит, что развивающиеся экономики “могут перегреться и войти в стадию финансового хаоса”.
Громкие слова слышны повсюду, они отражают Азиатские опасения относительно того, что деньги “Пекинского Бена” перегрузят рынки и вызовут рост инфляции.
“Поступает так много “горячих” денег и все это действительно связано с политикой процентных ставок ФРС” - сказал бывший главный экономист Азиатского Morgan Stanley в Гонг-Конге Энди Се (Andy Xie).
Валютная истерия
Азия не безупречна. Неспособность создавать большие справедливые рынки долгосрочных кредитов в пределах своего региона сделала их более восприимчивыми к бумам и спадам.
Истерия вокруг Китайской валюты, тем не менее, считает Се, дает Азиатскому рынку “счастливый билет” для того, чтобы стать крупнейшим в мире валютным манипулятором. Так называемая долларовая спекуляция валютными активами направляет высокоспекулятивные инвестиции в Азиатские фонды, облигации и рынки недвижимости. Этот процесс немного “охладится”, когда ставки ФРС будут около 4 или 5%.
Это долгий путь от сегодняшней нулевой точки. Не похоже, что ФРС учитывает заокеанский опыт в своих решениях. Президент Федерального Резервного Банка в Сент-Луисе Джеймс Булард (James Bullard) заявил на прошлой неделе о том, что “не практично” подстраивать политику США к бушующим Азиатским рынкам. Азия должна очистить ликвидность “Пекинского Бена”. Это потребует гораздо больших усилий, чем регион предпринимал до этого.
Bernanke Goes From Helicopter Ben to Beijing Ben: William Pesek, Bloomberg, November 26
вторник, 1 декабря 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий