вторник, 8 декабря 2009 г.

The Economist: Линии дефолтов

Что случится, если один из членов еврозоны не сможет обеспечивать свои долги?

“Форд - городу: Подохни!”. Этот знаменитый заголовок Daily News появился после того, как президент Джеральд Форд отказался помогать Нью-Йорку в октябре 1975 года, в момент, когда город был на грани банкротства. В течение нескольких недель Форд уступил. За запоздалым спасением крылся страх, что, как и в случае с Нью-Йорком, проблемы с кредитами ударят по другим городам и штатам, и, возможно, по всей Америке.

Похожие опасения сейчас вокруг еврозоны, которые появились в свете тупиковой просьбы Dubai World. Было известно о том, что у компании финансовые проблемы, но многие инвесторы взяли на себя долги, поддержанные правительством Дубая, и, в конечном счете, богатым нефтью соседом Дубая – Абу Даби. В пределах еврозоны есть подобная двусмысленность. Если страны с хрупким государственным бюджетом, такие как Греция, Ирландия и Испания когда-либо окажутся не в состоянии рефинансировать свои долги, станут ли другие члены Еврозоны с глубокими карманами спасать их? Если нет, будет ли угрожать дефолт одного участника Еврозоны всем другим?

Есть несколько признаков надвигающегося кризиса заимствований. Доходность по десятилетним государственным облигациям Греции и Ирландии, которые входят в зону евро и у которых крупнейшие дефициты бюджета, чуть ниже 5%. Это сильно контрастирует с немецкими облигациями, доходность которых 3,1%, но вряд ли отражает бойкот покупателей. Когда инвесторы в последний раз в марте так волновались о кредитах для периферии еврозоны, эти страны были всё еще в состоянии удерживаться на рынках облигаций. Один выпуск десятилетних облигаций Греции, например, вырос до €7.5 млрд. ($ 9.4 млрд.), хотя по нему предлагался купон в 6%.

Есть опасения, что подобная тяга к риску не будет вечной. Страны еврозоны с наиболее хрупким государственным бюджетом также обеспокоены высокими расходами на заработную плату. Низкая конкурентоспособность с точки зрения заработной платы затрудняет для них быстрый рост и снижает налоговые поступления. Девальвация валюты, в данном случае, довольно обычная мера борьбы с этой проблемой, но у стран, находящихся в зоне евро нет такой возможности.

Хотя проблемы схожи, каждая страна сталкивается с ними по-своему. Учитывая свой большой государственный долг, Италия воздерживается от использования налоговой политики, как активного инструмента стимулирования экономики, поэтому эта страна сумела удержать свой дефицит бюджета ниже среднего уровня по еврозоне. (см. левую диаграмму). Ирландия ужесточила налоговую политику на 4-5% от ВВП с момента начала кризиса. Ожидается дальнейшее ужесточение, когда 9 декабря будет озвучен бюджет на 2010 год, однако все ещё остаются сомнения относительно стоимости поддержки банковского сектора. Испания сворачивает налоговые стимулы, собираясь поднять НДС в следующем году. Как и в Ирландии, в Испании цены падали быстрее, чем в остальной еврозоне в течение года до октября, признак улучшающейся конкурентоспособности. (см. правую диаграмму).


Нераскаявшаяся страна - это Греция. У нее были постоянные дефициты бюджета даже в хорошие времена. Новое правительство объявило в октябре, что дефицит бюджета в этом году будет в два раза больше, чем прогнозировалось. Также они заявили, что сократят дефицит до 9,1% от ВВП в следующем году. Однако, давление со стороны министров финансов еврозоны должно привести к более серьезным мерам: они встретятся в феврале, чтобы утвердить новый финансовый план для Греции, который нужно будет представить на рассмотрение Европейской комиссии в этом месяце.

Некоторые думают, что эти проблемы касаются только Греции. Однако, в конечном счете, соглашение, которое создано для евро, содержит пункт о невозможности “поручительства”, который означает, что одна страна не может брать на себя долги другой, а значит государственный бюджет Греции становится проблемой между ней и её кредиторами. Любые обещания о поддержке, явные или нет, приведут только к еще большей расточительности (здесь можно увидеть параллели с мнением Форда относительно Нью-Йорка). В принципе, дефолт Греции или другой страны, входящей в еврозону, не будет угрожать евро больше, чем дефолт Нью-Йорка в 1975, или Калифорнии сегодня, доллару. Более того, членство в зоне евро может помочь сделать реструктуризацию долга более упорядоченной, поскольку это позволит исключить валютный риск из уравнения.

Эти аргументы кажутся достаточно явными, однако, история о помощи Нью-Йорку подчеркивает, насколько действительность отличается от теории. Город подошел очень близко к банкротству, когда его призывы о спасении были услышаны федеральным правительством. Что, в конце концов, спасло город, так это тревога относительно последствий от возможной неплатежеспособности банка и расходов по займам для остальной части США, которая не смогла бы платить по своим долгам.

Спасение федеральным правительством Нью-Йорка было карательным. Некоторые держатели долговых обязательств не получили свои деньги обратно сразу из-за технического дефолта. Городу пришлось сократить общественное обслуживание, сократить рабочие места, заморозить заработную плату, отказаться от проектов по капитальному строительству и увеличить налоги, для подтверждения того, что они смогут вернуть федеральные займы. Такое затягивание пояса было необходимо даже за месяцы перед спасительной помощью. Когда же она пришла, то президент мог утверждать, что “Нью-Йорк сам себя спас”.

Самоспасение
Легко представить себе подобное тяжелое спасение, с которым может столкнуться страна в еврозоне, у которой проблемы с ликвидностью. Условия любой сделки будут зависеть от уравновешивания опасений: с одной стороны, существуют опасения, что проблемы могут быстро распространиться на большие страны, как например Италию, или банки в еврозоне; с другой стороны, есть страх быть отрезанным от внешнего финансирования. Этот процесс будет беспорядочным; некоторые долги не будут погашены в срок. Будет тяжело убедить избирателей в намерениях спасти страну, как это было в случае с Нью-Йорком, пока процентные ставки по кредитам остаются очень высокими.

Для поддержки ликвидности будет требоваться кто-то с глубоким карманом. С учетом состояния государственных бюджетов даже в стабильных странах, как например во Франции, такая поддержка не может быть гарантированна. Германия находится в лучшем положении, но не захочет действовать в одиночку. Может ли неплательщик оставаться в зоне евро? Трудно представить, как он сможет выйти. Страна, которая только что потеряла доверие инвесторов в своей финансовой политике не сможет построить надежную денежную систему с нуля. Нет очевидного решения для этой проблемы, так как членство в еврозоне создано так, чтобы из него невозможно было выйти. Насколько болезненным будет сильный евро в контексте дефолта будет зависеть от государственного бюджета любой другой страны: если США будут также сильно стараться, доллар не сможет стать привлекательным запасным выходом. Если нынешняя борьба с сильным евро будет как-либо упорядочена, члены еврозоны могут лишь частично принять ослабленную валюту.

Default lines, The Economist, December 3

Комментариев нет:

Отправить комментарий