четверг, 10 декабря 2009 г.

The Times: Дефицит доверия

Государственные заимствования массивно увеличились из-за финансового кризиса. Канцлер британского казначейства сегодня должен предложить, каким образом эта ситуация будет взята под контроль.

Единственный выход из положения - писал Кейнс во время Великой Депрессии - это найти такую цель, которая может даже для нерешительных людей стать оправданием увеличению расходов для кого-то или чего-то”.

Такой подход правительства преобладал с момента приближения коллапса банковской системы, что и втянуло экономику в еще более острую фазу рецессии. Его наследние - огромный дефицит бюджета. Алистер Дарлинг представил свой предварительный доклад о бюджете сегодня, и главный критерием, по которому его будут судить – это то, насколько в нем проработана глубина и детализация в решениях по вопросам бюджета. Бюджетные ограничения будут преобладать в экономическом подходе следующего правительства, какая бы партия его ни сформировала, несмотря на абсурдные попытки Гордона Брауна направить экономические дебаты в сторону “сокращений против инвестиций”.

У Дарлинга была бурная карьера в Казначействе. Он хорошо зарекомендовал себя и приобрел политический вес в чрезвычайные экономические времена. Будучи скептиком, он заранее видел риски для мировой экономики после финансового коллапса. По аналогии с другими странами G7, правительство проводит экспансионную политику, направленную на стабилизацию спроса в условиях жесткой рецессии, а радикальное ослабление монетарной и фискальной политики вкупе со спасением банковского сектора, по меньшей мере, предотвратило катастрофу. Однако дефицит бюджета и государственный долг не удержатся на сегодняшнем уровне. Канцлер должен объяснить, как они будут урезаны. Трудно поверить, что финансовая устойчивость и рост будут восстановлены без большого сокращения расходов и увеличения налогов при следующем правительстве.

По собственным данным казначейства, структурный дефицит бюджета существенно увеличился (6,4% от национального дохода) в связи с финансовым кризисом. (Структурный дефицит – это часть дефицита, которая не скорректируется экономическим ростом. Эту проблему необходимо решать путем повышения налогов и урезания расходов). Согласно данным Независимого института финансовых исследований, структурный дефицит потребует дополнительных государственных займов в размере 8% от национального дохода, если не будет сокращен. Устойчивое государственное финансирование не может поддерживать подобный уровень задолженности.

В отличие от других стран с развитой экономикой, Великобритания все еще не вышла из рецессии. Бум в Великобритании был обусловлен финансовыми услугами и инфляционным пузырем в жилищном строительстве. Поэтому спад был таким глубоким и болезненным. Это означает, что рост может быть сорван, если налоговая политика будет преждевременно ужесточена. И даже несмотря на это, доверие со стороны бизнеса и инвесторов будет подорвано, если не появится серьезного среднесрочного плана действий по сокращению дефицита бюджета. Согласно бюджетному прогнозу Дарлинга, дефицит будет равен £175 млрд., или 13% от ВВП в этом финансовом году. На дне последнего спада в 1992-93, аналогичный показатель составлял 8% от ВВП.

Это огромные цифры. Необходимо существенное ужесточение бюджетной политики при следующем правительстве. Однако корректировка будет болезненной. Единственная современная точка сравнения – это меры фискального ужесточения, предпринятые правительствами обоих партий после кризиса стерлинга в 1975-76. Нельзя решать проблему в основном за счет повышением налогов, особенно когда экономика все еще находится в стадии рецессии, а задолженность домохозяйств остается очень высокой. Чтобы рассчитывать на нахождение формулы “эффективности сбережений”, которая по каким-либо причинам ускользнула от предыдущих правительств, не принимавших проблему всерьез, упор необходимо сделать ставку на сокращение государственных расходов напрямую.

Неправдоподобно предполагать, что постепенные сокращения ведомственных бюджетов, достигнут цели. Все к чему это приведет, так это к деморализации работы в государственном аппарате. Государственный сектор расширился при этом правительстве; чтобы достигнуть финансовой устойчивости, размер правительства должен быть уменьшен путем отказа от их программ и департаментов. Дарлинг должен объяснить, как и где это произойдет.

Credibility deficit, The Times, December 9

Комментариев нет:

Отправить комментарий