пятница, 30 октября 2009 г.

VoxEU: Нефтяные цены и банковская доходность

Нефтяные цены и банковская доходность: симптомы по основным странам-экспортерам нефти на Ближнем Востоке и Северной Африке.

Банковские балансы экспортирующих нефть экономик серьезно пострадали за последнее время. Эта колонка предлагает первое эмпирическое доказательство, которое связывает цены на нефть с деятельностью банков в подобных экономических системах. Она позволяет предположить, что простое наблюдение за ценами на нефть может сообщить о макро-пруденциальном регулировании в этих странах и смягчении проциклического банковского кредитования.

Недавний финансовый кризис и острое падение цен на нефть ударили по экономикам стран-экспортеров на Ближнем Востоке и в Северной Африке (MENA). Экспорт, поступления в государственную казну и финансовые балансы резко упали, уменьшая рост ВВП и цены на активы/недвижимость, что внесло напряженность как в корпоративную, так и в банковскую балансовую отчетность; рост кредитования в частном секторе существенно ухудшился. В некоторых странах правительства были вынуждены вмешаться во внутренний финансовый сектор для гарантий депозита, поддержания ликвидности, инъекций капитала или покупки активов (используя государственные возможности, такие как суверенные инвестиционные фонды), так как индикаторы финансового сектора ухудшились. В частности, банки, которые предоставляли много кредитов на покупку недвижимости и других реальных активов понесли наибольшие потери из-за падения цен на эти них.

Учитывая зависимость этих стран от экспорта нефти, связь между ценой на черное золото и эффективностью банковской системы, стабильность системы в целом представляет интерес с точки зрения не только нынешнего кризиса, но и предыдущих циклов нефтяных бумов. Влияют ли цены на нефть на эффективность банковской системы, и, если да, то посредством каких каналов? Или все же нет прямой связи между нефтяными ценами и банками, если мы имеем ввиду макроэкономические и специфические банковские факторы? Существуют ли различия между коммерческими, инвестиционными и Исламскими банками? Каково было влияние мирового финансового кризиса на доходность банков и связь с нефтяными ценами?

Влияние нефтяных цен на эффективность работы банков
• Цены на нефть влияют на экономику за счет прямых и непрямых каналов. Шоки цен на нефть могут повлиять на доходность банков напрямую через увеличение связанного с нефтью кредитования, деловой активности или избыточной ликвидности в банковской системе.

• Косвенно, перспективы нефтяных доходов влияют на бюджетные расходы, поскольку поступления от нефти составляют наибольшую часть внешних и государственных доходов в странах MENA. Это, в свою очередь, влияет на корпоративную и банковскую прибыльность через предоставление кредитов частному сектору.

• Еще один косвенный канал связан с ожиданиями и общими настроениями в бизнесе в стране. Рост цен на нефть может привести к увеличению внутреннего спроса, который будет обеспечивать обратную связь с большим банковским доверием, кредитованием и ставками процентов.

• Со стороны совокупного спроса, производственный потенциал страны также может быть расширен за счет новых государственных и частных инвестиций, питаемых высокими ценами на нефть, что двигает темпы роста еще дальше.

Подобные эффекты были очевидны во время предкризисного бума (МВФ, 2009). Между 2005 и 2008 годами, подкрепленные высокими ценами на нефть, страны-экспортеры участвовали в крупных инвестиционных программах по диверсификации национальной экономики и развитию человеческого капитала. Финансовые институты получали солидную прибыль и казались устойчивыми, имеющими достаточный уровень основного капитала с низким уровнем просроченных займов.

Что говорит литература?
В целом, исследования рентабельности банков охватывают широкий круг стран и регионов, и в банковской литературе считается, что прибыльность зависит от конкретного банка и макроэкономических факторов. С точки зрения банка – специфические факторы, такие как кредитный риск, ликвидность, размер, эффективность и собственность, как было установлено, являются основными факторами, определяющими эффективность работы банка (Molyneux and Thornton, 1992, Miller and Noulas, 1997, Demirguc-Kunt and Huizinga, 2000). Доходность банка может быть также весьма постоянной, (Athanasoglu et al, 2008) что допускает определенный уровень концентрации и рыночной силы в банковской индустрии как капитальных, так и производственных рынках.

С точки зрения макроэкономических переменных, исследователи обнаружили связь между инфляцией, процентными ставками и доходностью, также, как с бизнес-циклами и банковской эффективностью (Demirguc-Kunt and Huizinga, 2000; Flamini et al, 2009). Банки обычно имеют возможность регулировать процентные ставки, если (ожидаемая) инфляция увеличивается, что может обеспечить обратную связь с более высокими доходами и прибылью. Связь стран Совета Сотрудничества Стран Персидского Залива (GCC) может быть несколько иной, так как обменный курс привязан к доллару США и это означает, что инфляция импортирована из-за рубежа (учитывая то, что монетарная политика направлена на поддержание курса).

Эмпирическая академическая литература о различиях в коммерческих и исламских банках очень редка и, в основном, затрагивает вопросы финансовой стабильности (Cihak and Hesse, 2008), не рассматривая свою связь с нефтью – главным источником дохода для государств-экспортеров нефти. Концептуально то, что Исламские банки часто имеют тенденцию финансировать свои облигации в обход соответствующих шариату депозитов и более высокие цены на нефть связаны с более высокой ликвидностью и, следовательно, притоком вкладов, которые способствуют кредитованию, поэтому позитивная взаимосвязь между ценами на нефть и банковской эффективностью для Исламских банков кажется вполне вероятной. Цены на нефть, упавшие с их пика в $140 за баррель и снизившаяся ликвидность не только ударили по Исламским банкам, но также и по их традиционным партнерам, так что дифференциальное воздействие не очевидно априори. Можно было бы ожидать, что инвестиционные банки с их типично оптовой моделью торговли и более сильными средствами воздействия, чем правилами и другими Исламскими банками пострадают от дефицита ликвидности.

Новое доказательство
В Poghosyan and Hesse (2009), мы опытным путем исследуем отношение между шоковыми ценами на нефть и банковской эффективностью в MENA странах (Алжир, Бахрейн, Иран, Кувейт, Либия, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Судан, ОАЭ и Йемен), используя банковские данные за период 1994-2008 и динамические методы управления. Насколько нам известно, ни одно исследование не затрагивает явно экспортирующие страны и банковскую эффективность. Включение изменений цен на нефть и потрясений, как системных переменных, в этом контексте является новшеством и использование различных определений для потрясений гарантирует надежность результатов. Так как бизнес-модели коммерческих, инвестиционных и Исламских банков вероятно покажут различия, мы также исследуем влияние банковской специализации на его доходность. Наши данные позволяют предположить, что цены на нефть влияют на банковскую доходность косвенно, посредством макро-каналов. В частности, основные макро-каналы выступают в качестве фискального отношения, инфляции, и (частично) реального роста ВВП страны. С точки зрения различия типов банков, мы видим, что инвестиционные банки подвергаются самому высокому воздействию и наиболее чувствительны к скачкам цен на нефть, которые обусловлены своей плавучестью, издержками, торговлей и доходом, полученным во время ценового пика, а также поддержаны лишней, связанной с нефтью ликвидностью, входящей в финансовую систему. Однако, этот результат должен интерпретироваться с некой осторожностью, так как мы не отвечаем за цены на недвижимость (из-за отсутствия данных), которые могли бы иметь существенное влияние на рентабельность коммерческих и Исламских банков. Кроме того, учитывая неоднородность данных по банковскому балансу, мы не можем полностью охватить зависимость между типом банка и скачками цен на нефть. Мы также нашли предварительные доказательства того, что глобальный финансовый кризис снизил положительное воздействие на связь между скачками цен на нефть и прибыльностью банков. С точки зрения банковских специфических переменных, большей ликвидности и эффективности, капитализированные банки имеют более высокую прибыль и сохраняют ее в течении некоторого времени.

Последствия в политике
Наши результаты имеют интересные политические последствия, так как они обеспечивают первое доказательство системной важности скачков цен на нефть для банковской эффективности в странах-экспортерах. У нас были предположительные доказательства этой взаимосвязи, но они не были проверены опытным путем. В частности, эти результаты показывают, что скачки цен на нефть могут быть использованы для целей макро-пруденциального регулирования в странах MENA, так как цены на нефть отследить легче, чем использовать обычные меры делового цикла (такие как отклонение ВВП от его потенциального уровня). Например, связь капитализации банка с шоковыми ценами на нефть может помочь смягчить проциклическое банковское кредитование и позволить банкам использовать свою подушку безопасности, созданную во время периодов бума, для того, чтобы обеспечивать кредитование во время спадов.

Авторы Хейко Хессе, экономист МВФ по Ближнему Востоку и Центральной Азии, и Тигран Погосян, экономист МВФ.

Oil Prices and bank profitability, VoxEU.com, October 27

Комментариев нет:

Отправить комментарий